Воспитание детей с особыми образовательными потребностями

1010

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дэвид Бланкет

Интеграция в гражданское сообщество детей с особыми образовательными потребностями — это главная цель коррекционного воспитания. Итогом такого воздействия является интеграция ребенка. К детям с особыми образовательными потребностями относят детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, РАС, ментальными нарушениями и детей с комбинированными нарушениями в развитии. Интеграция – это уже существующее в Российской Федерации направление вовлечения в среду сверстников ребенка с ОВЗ.
Особую роль в процессе воспитания детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Самым главным направлением в воспитании таких детей является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка. Родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, необходимо
• Учитывать возрастные особенности детей, помнить о зоне ближнего и ближайшего развития. Родителю и педагогу не нужно бояться, что учащийся не сразу усвоил новый материал. Должно пройти время, совершиться интериоризация. Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Для каждого ребёнка этот временной период индивидуален. Он может проходить сутки, а может занимать несколько лет.
• При подготовке уроков и во внеурочной деятельности родителю и учителю необходимо активно использовать методы и приемы по формированию универсальных учебных действий и компетенций. Также немаловажную роль в развитии личности играют развитие коммуникативных навыков.
• Родителю совместно с педагогом-психологом необходимо осуществлять работу по развитию познавательных и творческих способностей у школьников, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера.
• Для успешной деятельности ребенка необходимо и дома, и в школе создавать благоприятный психологический климат.
• Родителю и учителю нужно ориентироваться на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
• Обязательно старайтесь задействовать ребенка в разнообразных мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве (все, с чем может справиться ребенок).
• Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками.
• Родителю и учителю в работе с детьми необходимо использовать методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания. Это могут быть такие задания «Найди отличия», «Лабиринты», «Недостающие детали», а также собирание конструктора, кубиков и другие.
В воспитании детей с особыми образовательными потребностями родителю можно опереться на профессиональную помощь узких специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога и т.д. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 родитель может получить психолого-педагогическую помощь в образовательном учреждении, где обучается ребенок. Так же существует возможность обратиться в консультационный пункт, где специалисты ответят на интересующие вопросы и помогут расширить родителям представления о воспитании и обучении ребенка с особыми образовательными потребностями.

Хальзева С.Н., педагог-психолог

МБОУ № 32 г. Липецка